пятница, 25 декабря 2009 г.

Удобрения

Чем я удобряю свои цветы? Сложный вопрос. Потому что у меня этих удобрений - просто завались, практически на все случаи жизни :)).
Для начала о составе удобрений. Основные элементы - азот (N), фосфор (P), и калий (K). На всех удобрениях написан состав в виде NPK + микроэлементы (если они там есть). В зависимости от растений, сезона и наших целей в отношении этих растений, необходимо применять удобрения с разным соотношением основных элементов.


Азот помогает растениям наращивать зеленую массу, применяется в периоды бурного роста - весной. Однако все хорошо в меру и важно не перекормить растение азотом, иначе от избытка азота растение может "зажировать" (просте не цвести), а то и еще хуже - погибнуть от отравления азотом. Признаки избытка азота - сочные темно-зеленые листья, утолщенные стебли. При избытке азота листья могут стать мягкими и водянистыми (как будто гнилыми). Однако, недостаток азота также отражается на внешнем виде - листья желтеют и осыпаются, сначала более старые, а потом и более молодые. Большое количество азота в конце лета-начале осени приводит к тому, что ткани растения не вызревают, растение не готово к зимнему периоду.


Фосфор

Важнейшим из макроэлементов, который нужен растениям в сравнительно большом количестве, является фосфор. Этот элемент принимает самое активное участие в процессах запасания и расходования энергии и соответственно в синтезе белков, жиров, углеводов, витаминов, ферментов, а также в процессах дыхания и питания растений. Фосфор - основная часть АТФ (аденозинтрифосфата), который является основным энергетическим веществом живого организма. В наибольшем количестве фосфор накапливается в молодых побегах растений.Также фосфор способствует развитию корневой системы и определяет поглотительную активность этой самой системы.

Признаками фосфорного голодания являются потемнение окраски молодых листьев, скручивание листьев и побегов, появление на старых листьях бурых и красновато-бурых пятен.
 Калий способствует нормальному течению фотосинтеза, усиливает отток углеводов из пластинок листьев в другие органы, синтез и накопление витаминов (тиамина, рибофлавина и др.). Под влиянием калия листья приобретают способность удерживать воду и легче переносить кратковременную засуху. У растений утолщается клеточная оболочка, повышается прочность механических тканей. Эти процессы способствуют повышению физиологической устойчивости растений к вредным организмам. Калий особенно необходим цветкам, при недостатке калия цветки не образуются либо они очень мелкие.

Про микроэлементы писать не буду, это все подробно описано в интернете (собственно, все, что написано выше, стырено оттуда же, но это я написала чтобы уложить у себя в голове). Также рекомендуют периодически удобрять железом в хелатной форме, чтобы избежать хлороза, а орхидей кормить витаминами группы В и янтарной кислотой.

По сезонам. Начиная примерно с середины февраля, когда день уже достаточно длинный и растения трогаются в рост, подкармливаем удобрениями с упором на азот (не забывая остальные элементы). Где-нибудь в мае-июне меняем удобрение на другое, где увеличенное количество калия, а азота поменьше. С августа начинаем упирать на фосфор и готовить растение к зимовке. Особенно важна такая смена приоритетов в удобрениях для луковичных, у которых цветочные почки следующих сезонов закладываются между чешуйками луковицы в предыдущем. 



Итак, о моих запасах. Начинала я вот с этого.
Тогда у меня была только драцена и какой-то цуккулент (похоже на бромелиевое, но я не уверена). Поэтому я взяла для удобрение для декоративнолистных (NPK 5-3-4).

По соотношению элементов это типично "весеннее" удобрение.


Потом я вспомнила, что у меня есть карноза, и купила ей универсальное удобрение (NPK 18-12-14)

Тоже удобрение для весны, азот преобладает.


Потом в ОБИ я купила гиппеаструм, перешерстила 100 с лишним страниц на форуме про гиппеаструмы, вычитала там про то, какие удобрения гиппам нужно в какую фазу их роста и понеслась искать подходящее.
Во время цветения рекомендовали соотношение 4-7-9. Именно с таким соотношением не нашла, но нашла Кемиру+ "Весна-лето" с 16-17-30:

Это удобрение по составу больше подходит для завершения сезона, но обычно во время цветения листья на гиппеаструмах не растут, а калий нужен именно для цветков. Кемиру размешиваю на глаз 1г/литр воды (для орхидей - в 2 раза меньше).



После цветения нужно сделать упор на азот (потому что теоретически гиппы цветут в декабре-январе, а потом уже световой день увеличивается и пора растить ботву), предлагается взять удобрение с соотношением 7-3-6. Теоретически, можно было использовать универсальное, показанное выше, но мне же нужно, чтобы было все по правилам, поэтому после долгих метаний по ОБИ, я-таки нашла удобрение именно с таким соотношением элементов:



Для завершения сезона роста гиппеаструмов рекомендовано сделать упор на калий, а это опять же Кемира +.


Затем в доме появились орхидеи, и как же обойтись без специального удобрения?

Тут соотношение NPK 4-2,5-7. Опять же, теоретически можно было обойтись Кемирой, но если написано "Для орхидей", значит - для орхидей. Там еще витамины и янтарная кислота.
А "Доктор Фоли" меня вообще покорил тем, что в составе еще фитогормоны, которые стимулируют корнеобразование и прочее. И Доктор Фоли реально пахнет аптекой (витаминами :)))

Его, с таким убойным составом, я периодически брызгаю в черенки (чуть воды, потом пару пшиков Доктора,  потом еще чуть воды).


Последнее приобретение - удобрение Арганик. Не знаю, зачем я его купила, да еще целое ведро 3,5 кг.

Его можно добавлять в грунт при посадке, а еще я решила его проверить на пригодность, но об этом эксперименте - чуть позже.

2 коммент.:

Elenka8791 комментирует...

привет. по поводу удобрямсов я нашла для себя один очень универсальный вид удобрямса. SCHULTS для всех видов орхидей. и растут и цветут на ура. по инструкции мин доза при каждом поливе и двойную дозу раз в две недели. обязательно напишу об этом удобрении на своем блоге, кстати, заглядывате

http://rostishki.blogspot.com/

Lora K комментирует...

Спасибо за приглашение, загляну обязательно!!!

У меня не только орхидеи, да собственно, с удобрениями я заморочилась только из-за гиппеаструмов.